Деревянные поддоны: классификация по функциональному назначению
Продукцию любого типа удобнее всего выгружать и загружать не штучно, а определенными партиями, используя в погрузочно-разгрузочном процессе специальное оборудование. Оптимальной тарой для этого процесса являются деревянные поддоны, использование которых для упаковки товара, позволяет обеспечить идеальную сохранность продукции и эргономичное проведение процессов транспортировки, погрузки и разгрузки. Давайте узнаем, как появились поддоны (паллеты) и как они классифицируются.
Экскурс в историю деревянного поддона
Вы удивитесь, но прообразом современной деревянной паллеты был полоз, который по внешнему виду ничем не похож на поддоны, которые широко применяются ныне в любой промышленной и производственной области. Конструкция полоза состояла из двух досок, расположенных параллельно друг друга и скрепленных между собой специальными короткими брусками. Полоз был тарой неудобной в эксплуатации и совершенно неприменимой при погрузке товара на определенную высоту, потому что при поднятии полоза вверх возрастала общая масса груза, и полозы просто ломались.
Чтобы устранить недостатки в конструкции полозов, народные умельцы додумались укрепить ее снизу и назвать уже современным и всем знакомым наименованием – «поддон». Со временем конструкция паллетов продолжала совершенствоваться и изменения в ней делались с обязательным расчетом облегчения проведения работ по погрузке-разгрузке, складированию продукции разного типа и обеспечения полной сохранности товара.
Чуть позже были изобретены специальные стеллажи под паллеты, которые позволили упростить процесс складирования и транспортировки продукции, ведь на стеллажи можно было выставлять поддоны один на другой. А появление спецтехники для погрузки и разгрузки, внедрение автоматических и полуавтоматических технологий вызвало модернизацию поддонов, как по внешним, так и по качественным характеристикам. Современные производители выпускают паллеты разных видов, целевого назначения. Разобраться в разных видах конструкции поддонов нам поможет детальное изучение классификации этого вида тары.
Классификация поддонов
Современные деревянные паллеты можно классифицировать на несколько основных видов:
- Паллеты плоские общего применения;
- Специализированные поддоны;
- Стоечная тара;
- Поддоны ящичного типа.
Конструкция поддонов любого вида должна обязательно учитывать способ разгрузки-погрузки тары. В идеале, конструкция паллеты должна позволять захватывать тару с двух сторон любыми вилочными приспособлениями или цеплять груз на стропы, траверсы или канаты, если погрузка-разгрузка товара должна проводиться подвесной операцией. Определившись с конструкцией паллетов, давайте поговорим подробно об особенностях каждого отдельного вида тары.
Плоские поддоны
Паллеты деревянные плоские (многооборотные) внешне представляют собой конструкцию с одинарным или двойным деревянным настилом. На поверхности настила имеются дополнительные опорные элементы – шашки (бруски). У многооборотных поддонов есть своя градация, согласно которой они разделяются на два подвида: паллеты однонастильные или паллеты двухстильные.
Конструкция плоского поддона может предусматривать захват с двух или с четырех сторон, а также паллеты данного типа могут отличаться друг от друга наличием окошек и специальных выступов в нижней настильной части.
Стандартные размеры плоских поддонов 80х120 и 100х120 сантиметров. Однако классическими габаритами для паллетов двухнастильных являются следующие размеры - 120х160 или 120х180 сантиметров. По высоте тара данного типа редко бывает выше восемнадцати сантиметров, но иногда плоские паллеты изготавливаются по специальным чертежам. Такая заказная тара индивидуальной конструкции используются для перевозки нестандартных грузов.
Паллеты ящичные и стоечные
Деревянные ящичные паллеты отличаются от прочих разновидностей тары наличием дополнительных стенок. Этот элемент конструкции может быть закрепленного или же складного типа. Стенки ящичных поддонов могут быть цельными, решетчатыми или сетчатыми. Иногда к паллетам ящичного типа прикрепляются крышки, которые одновременно и дополнительно защищают товар и играют роль пломбы на грузе. Ящичные поддоны нашли свое применение в перевозке продукции, которая требует максимальной защиты от негативного воздействия факторов внешней среды.
Паллеты стоечные никаких стенок не имеют. Их конструкция - плоскость прямоугольной формы со стойками, укрепленными по углам. При складировании, транспортировке груза в верхней части изделия устанавливаются специальные перекладины, которые позволяют сформировать прочную обвязку. Удобно, если стойки в поддоне будут съемного типа – при необходимости с груза можно будет быстро удалить всю обвязку полностью. Стоечные паллеты незаменимы тогда, когда нужно осуществить перевозку груза нестандартной формы или сложной конфигурации.
Специализированные паллеты
Поддоны специализированного типа чаще всего изготавливаются под заказ и для разового применения. С их помощью формируются специальные транспортные пакеты, которые можно перевозить в абсолютно любом виде транспорта.
Несколько слов о градации по материалу изготовления
Современные паллеты могут быть изготовлены из разных материалов: металла, дерева или пластмассы. Встречаются и комбинированные конструкции, в которых сочетаются элементы из разных материалов.
Максимальной прочностью, разумеется, обладают паллеты из металла, изготавливаемые из разных стальных легких сплавов, но наибольшим спросом у потребителя все же пользуются конструкции деревянные.
У деревянных поддонов есть ряд преимуществ, благодаря которым этот вид тары не теряет своей актуальности. Деревянные паллеты позволяют эффективно осуществлять перевозку и транспортировку самых разных грузов, конструкции продаются по доступной цене и могут использоваться по целевому назначению неоднократно.